Межпредметные связи в высшей школе математическое обеспечение курса аналитической химии

Межпредметные связи в высшей школе: математическое

обеспечение курса аналитической химии

Для оптимизации подготовки специалистов важно выявить межпредметные связи (МПС) и учесть их профессиональную направленность при отборе содержания учебных дисциплин. Такой подход для педагогики высшей школы является нетривиальным, а его возможности мало изучены. В данной работе, выполненной по программе "Университеты России - фундаментальные исследования" (направление 10.11), в качестве примера рассматривается связь курсов аналитической химии (АХ) и высшей математики (ВМ). Выбор связан с тем, что при подготовке химиков АХ является типичной общепрофессиональной, а ВМ - важнейшей общеобразовательной дисциплиной естественно-научного блока. В нашу задачу входило: а) выявить те разделы математики (методы, понятия, умения и навыки), которые необходимы и достаточны студенту для освоения программы АХ на требуемом уровне; б) на этой основе дать рекомендации для уточнения программ и методов преподавания обеих дисциплин.

Характеристика курсов и методика исследования. В соответствии с госстандартом специальности 011000 - Химия курс АХ является общепрофессиональной дисциплиной с трудоемкостью 500 часов [1]. В классических университетах АХ обычно изучают в 3 и 4 семестрах в объеме 300-400 аудиторных часов (в ОмГУ - 369 при 86 лекционных). В разных университетах меняется не столько перечень разделов курса, сколько доля часов, выделяемых на изучение каждого раздела [2], при этом используются одни и те же учебники. Программа модернизируется раз в 5-10 лет без существенного изменения содержания.

Курс ВМ изучается студентами-химиками в 1-2 семестрах (т. е. до АХ) в объеме 200-300 аудиторных часов. В ОмГУ на него отведено 278 часов, в том числе 130 лекционных. Типовая программа курса ВМ [3], к сожалению, не профилизирована и фактически является урезанным вариантом курса ВМ для математиков. Это неоднократно вызывало предложения по изменению структуры математической подготовки в целом и/или содержания курса ВМ [4]. Однако анкетирование вузов показало, что содержание курса ВМ на химических факультетах классических университетов однотипно и стабильно. Таким образом, обе исследуемые учебные дисциплины являются "устоявшимися", что и позволяет анализировать МПС на программном уровне.

Методика исследования заключалась в рассмотрении рабочих программ и содержания учебников по АХ (например, [6-8]). Для каждого раздела выделяли необходимый математический аппарат (набор методов, понятий и т.п.).

Таблица 1. Связи между основными разделами курсов АХ (строки) и ВМ (столбцы)

Раздел

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Дополнение

1

 

+

 

+

     

+

+

Теория информации, экстраполяция и интерполяция, статистические веса

2

   

+

         

+

Проверка однородности дисперсий

3

+

+

 

+

         

Алгебраические уравнений (n>2)

4

             

+

 

Связь ошибок 1 и 2 рода для гипотез

5

 

+

   

+

 

+

   

Решение степенных уравнений

6

     

+

+

 

+

   

Методы оптимизаций

7

   

+

           

Методы линеаризации

8

     

+

   

+

     

9

     

+

+

       

Методы линеаризации

10

 

+

 

+

+

+

   

+

Решение систем уравнений, матрицы

11

+

+

 

+

         

Симплекс, поверхность отклика, приемы устранения шумов и помех

Перейти на страницу:
1 2 3

Подробности голубиной жизни
Люди издавна занимались разведением голубей и вывели великое множество пород. Эти прекрасные пернатые выглядят, летают и служат человеку по-разному. Для голубей характерна семейная привязан ...

Технология выращивания огурцов. Сорт «Водолей»
Технология выращивания огурцов. Сорт «Водолей» Одной из важных отраслей сельского хозяйства является овощеводство. В настоящее время в нашей стране возделывается более 170 видов овощных к ...

Насекомые в жизни человека
Необычайно богатый разнообразием жизненных форм и занимающий практически все уголки планеты мир насекомых характерен тем, что постоянно сталкивается с различными сферами интересов человека. ...