Когнитивные и интеллектуальные способности

Достоверность методов количественного определения когнитивных способностей, коэффициента интеллектуальности IQ и других психологических особенностей вызывает много споров [8]. Часто, например, говорится, что такие методы, разработанные в США или в Европе, основаны на культурных и экономических реалиях этих стран и вряд ли применимы в других регионах земного шара. Весьма серьёзна также проблема адекватности выборки: как отбирать людей для изучения и сравнения? Случайно, по возрасту или по годовому доходу? Но, несмотря на трудности, количественные методы тестирования генетической детерминированности интеллекта и психологических характеристик широко признаны, постоянно улучшаются, а приёмы их статистической обработки совершенствуются.

Подчеркну, что данные о генетическом наследовании когнитивных и поведенческих характеристик, приведённые в статье, были получены именно в США и Западной Европе, притом на определённых слоях населения. Они признаны мировым научным сообществом, но относиться к ним следует хотя и с должным вниманием, но без чрезмерных обобщений.

Главный среди методов определения факторов, от которых зависят когнитивные и поведенческие характеристики личности — исследование близнецов. Наиболее информативны случаи, когда монозиготные (генетически идентичные, произошедшие из одной оплодотворённой яйцеклетки) или дизиготные (идентичные только наполовину, произошедшие из разных яйцеклеток) близнецы по каким-то причинам были разлучены и воспитывались в разных семьях, в разной среде. Статистически достоверно показано, что монозиготные близнецы интеллектуально и психологически похожи друг на друга по всем параметрам независимо от того, росли они вместе или порознь. Более того, по психологическим и когнитивным характеристикам они похожи на биологических родителей, а не на приёмных.

Когнитивные способности — одно из ключевых свойств, отличающих человека от животных. Именно эти способности человека предопределяют его обучаемость и память. „Имеется ошеломляющая очевидность значительного генетического влияния на различия между когнитивными особенностями разных, особенно взрослых индивидов“ [9].

По-видимому, практически все количественные характеристики когнитивных процессов в той или иной степени коррелируют с генетической наследуемостью. Многочисленные исследования подтверждают, что и значения IQ во многом определяются генами, причём многими генами — по разным оценкам их более 100 [10].

Локализация и идентификация генов, определяющих межличностные различия в когнитивных способностях, начаты совсем недавно. Но уже показано, что положительная взаимосвязь между уровнем интеллекта и скоростью обработки информации обусловлена одним или несколькими генами, приблизительное положение которых в хромосомах установлено [11]. Три группы генов, принимающих участие в кодировании когнитивных способностей, в частности, расположены в хромосоме 4 [12].


Роль насекомых в экологическом равновесии
В связи с тем, что насекомые очень быстро растут и невероятно плодовиты, влияние их на окружающую среду трудно преувеличить. У них больше всего форм жизни, которые участвуют в круговороте в ...

Свойства арсенида индия
Арсенид индия. Свойства, применение. Особенности получения эпитаксиальных пленок. . Эпитаксиальный арсенид индия - перспективный материал электронной техники. Высокая подвижность ...

Влияние фаз Луны на интеллектуальную деятельность человека
Влияние фаз Луны на интеллектуальную деятельность человека Луна интересовала человека с древнейших времен. И, конечно же, не случайно – ведь Луна самое близкое небесное тело. История Лун ...