Память и способность к обучению

Память о пищевых запасах. Поведение некоторых врановых характеризуется тем, что осенью они устраивают пищевые запасники, чтобы пользоваться ими зимой и весной. Несмотря на то, что вороны, галки, грачи, сороки делают запасы эпизодически, а кедровки и сойки запасают корм систематически, те и другие отличаются точностью определения мест запасов. При этом поражает их умение хранить в памяти абстрактную карту местности – ведь зимой все выглядит не так, как летом. Следовательно, они помнят не внешний вид ориентиров (например, деревьев), а некоторые их универсальные и неизменяемые для разных времен года характеристики.

Для создания модели не только пространственной, но и временной связи памяти, была исследована пищедобывательная способность некоторых врановых. Оказывается, птицы помнят не только где и что спрятано, но и когда это произошло. Так, сойки запасли два вида корма: орехи и мучных червей. Через четыре часа они легко находили оба вида запасов, но через 104 часа орехи были найдены так же быстро, а мучные черви (скоропортящийся продукт) были полностью ими проигнорированы. Врановые могут долгое время помнить и о пище, спрятанной при экспериментах у них на глазах. Когда они получают возможность передвигаться, то сразу же устремляются к приманке. Такой способности нет даже у смышленых собак и кошек.

Научение избеганию опасности. Благодаря базовым знаниям, которые врановые получают по наследству, их жизнедеятельность во многом не требует специального обучения. Однако врожденная программа их поведения предусматривает приобретение жизненного опыта, например, в связи с разнообразием мест обитания. Грачи, галки, сороки, вороны широко расселились по всему земному шару, где у них различные условия жизни, пищевые и другие ресурсы, биотическое окружение. Как, например, узнать, кто из соседей друг, а кто враг? Молодые особи птиц многих видов боятся всего живого и двигающегося, и только постепенно они узнают, кого им следует, а кого не следует бояться. А вот молодые галки ни перед кем не испытывают страха. Родители внимательно следят за их безопасностью, особенно в первые дни после вылета из гнезда. И если в небе появляется хищник или за забором начнет красться кошка, родители тот час издадут сигнал опасности с помощью особого скрежещущего звука, помогая малышам избежать опасность. Одного такого урока достаточно, чтобы галчата запомнили на всю жизнь, кого им нужно остерегаться.

Обучение строительной «профессии». Побуждение строить и имеющиеся строительные приемы определены у птиц врожденной программой поведения. Но индивидуум в этом случае получает в наследство от родителей лишь возможность воспроизведения видоспецифических построек. Поэтому им еще дана способность вести себя при разных обстоятельствах по-разному, исходя из собственного опыта. Наблюдения, например, за молодым вороном показали, что он обладал определенным набором строительных движений и знаний, однако обучался, как и в каком порядке их использовать, чтобы строить. Вначале ворон пытался использовать любой строительный материал – осколки стекла, обломки шифера, веточки и даже кусочки льда. Все эти предметы он сносил в облюбованное для гнезда месте, и, совершая резкие боковые движения клювом, пытался их пристроить друг к другу. Если передвигаемый предмет встречал сопротивление, эти движения ускорялись. А когда предмет застревал прочно, ворон переходил к другому. И таким образом молодая птица смогла приобрести опыт строительства с использованием различных материалов. При этом она поняла, что осколки стекла и шифера закрепляются плохо, а ветки – хорошо. Опыт здесь приравнивается к научению, и наряду с процессами созревания ему принадлежит важная роль в индивидуальном развитии особей многих видов. Интересно, что обязательное научение привязано у птиц таких видов к определенным, генетически запрограммированным временным отрезкам развития особи (чувствительным фазам). И только в то время оно проходит успешно – то есть существует наследственно зафиксированное «расписание» научения.

Перейти на страницу:
1 2

Социальное поведение
Насекомые в основном «индивидуалисты», но для определенного числа видов свойственно врожденное социальное (внутривидовое и межвидовое) поведение. Оно характеризуется такими проявлениями, ка ...

Свойства арсенида индия
Арсенид индия. Свойства, применение. Особенности получения эпитаксиальных пленок. . Эпитаксиальный арсенид индия - перспективный материал электронной техники. Высокая подвижность ...

Насекомые в жизни человека
Необычайно богатый разнообразием жизненных форм и занимающий практически все уголки планеты мир насекомых характерен тем, что постоянно сталкивается с различными сферами интересов человека. ...