Наука о жизни и учебные пособия нового поколения

Действительно, живые существа обладают целым рядом удивительных свойств: они чрезвычайно сложно устроены, прекрасно оснащены всем необходимым для достижения заданных целей и их поведение целенаправленно, По сути дела старая формула «жизнь подчиняется только законам физики» констатирует лишь тот факт, что в живых системах эти законы не нарушаются. Но слабой стороной такой формулировки является то, что она оставляет в стороне самое главное в этой проблеме.

Приведем пример надписей на двух рекламах. Одна гласит: «Берегите детей – это наше будущее!», а другая призывает – «Пейте Sprite!». Если изучить устройство реклам, то можно убедиться в том, что обе они произведены одинаковыми способом, гаммой красок и средствами для приклеивания к рекламным щитам. Если заключить, что рекламы – это физико-химические системы, и к этому сводится их суть, то, несомненно, будет упущено самое главное. В них важны не химия красок и клея, не физика процессов типографской печати, а смысл написанного. Его нельзя выяснить, изучая физико-химический механизм получения рекламы. Итак, существует некий смысл, который «живет» независимо от физико-химической природы рекламы. И этот смысл ничуть не изменится, если написать те же тексты мелом на доске, пальцем на песке, произнести вслух, используя звуковые волны и т.д. Кроме того, этот же смысл можно выразить на разных языках или языком жестов.

Что такое смысл? Смысл есть философская категория, определяющая идеальное содержание, идею, цель или ценность чего-либо, в том числе жизненных проявлений. Смысловое содержание – это содержание, которое что-либо или кто-либо получает благодаря тому, что в него кто-то вкладывает смысл, то есть предполагается обязательное наличие акта, сообщающего этот смысл, например, рекламной надписи, индивидуальному или общественному поведению, устремлению человека, строению и поведению животного, существованию всего живого.

В любом живом существе обе рассмотренные стороны реальны. Таким образом, биологический объект– физико-химическая система, но вместе с тем в его жизненные процессы, поведение и жизнь в целом вложены весьма определенный смысл и удивительная целесообразность.

Что такое целесообразность? Это слово произошло от латинского «finalis» – направленный к заданной цели, следовательно, целесообразность это целевая определенность, целенаправленность. Но что обозначают эти понятия в приложении к живому?

Ученые называют целесообразными многие движения и поведение «высших» животных, носящих, несомненно, характер «поступков». Этот же термин применим и ко всем типам движений и поведенческих актов, которые не могут называться поступками. К ним относятся инстинктивные действия, рефлексы и т.д. А разве не целенаправленны движения растений к свету, влаге, опоре (у вьющихся побегов) и т.д. Причем, если передвинуть опору, вьющиеся растения как бы «видят» изменение ситуации и вновь устремляются в сторону конкретной цели. От этих движений один лишь шаг к движениям развития целого организма из одной-единственной клетки. Разве не целесообразны действия организаторов и всех непосредственных участников непостижимого и загадочного акта ее деления? С помощью какой-то «невидимой руки» скручиваются хромосомы, расходятся по разным полюсам центриоли, нить веретена деления крепится к хромосомам и т.д. Благодаря целенаправленным движениям роста из зародышей в заданной последовательности развиваются растительные и животные организмы определенных видов. В результате оказывается, что все процессы в организмах живых существ, их психическая деятельность, поведение, которые так или иначе приводят к заданной цели, подпадают под понятие «целесообразности». По мнению философов и ученых целесообразность является фундаментальным, далее неразложимым свойством всего живого. Она отражает заложенное в живых организмах устремление к заданной цели – обеспечение необходимого уровня жизнедеятельности индивидуумов, реализацию их предназначения и сохранение видов в целом.

На наш взгляд, учащимся эти знания очень необходимы, так как они дают более глубокое, целостное понимание величия мира живого, позволяют обрести не только гуманное отношение к живым существам, но и осознать цель своей жизни, свое собственное предназначение на Земле.

Представленная серия учебных пособий по биологии составлена с учетом различного уровня подготовленности и интереса аудитории. В них, во-первых, даны материалы в общедоступном упрощенном изложении и множеством наглядных доказательных примеров по каждой из рассматриваемых тем. Во-вторых, в пособиях содержится информация с повышенным уровнем сложности, рассчитанная на пытливых, любознательных и ищущих натур, будущих биологов, зоопсихологов, философов и представителей многих других наук.

Перейти на страницу:
1 2 3

Основы учения о биосфере
Основы учения о биосфере Все живые существа тесно связаны между собой и с окружающей средой, образуя экосистемы — сообщества взаимодействующих организмов. Экосистемой является и лишайник ...

Брюхоногие моллюски или улитки
Брюхоногие моллюски или улитки ...

Утки
Почему у птиц не мерзнут ноги? Вам, вероятно, не раз случалось наблюдать, как на замерзшем озере вокруг полыньи бодро толпятся утки. И хотя птицы проводят на льду или в холодной воде большу ...