Биокоммуникация

У многих видов животных существует звуковая сигнализация. Большинство этологов и зоопсихологов убеждены в чисто сигнальном характере этих звуков. То есть они передают только общее, эмоционально-психическое состояние животных (тревогу, агрессивность, радость общения и др.). Но некоторые ученые считают, что многие животные имеют свой «язык». Он является средством их коммуникации, общения.

Всем известно многоголосье лягушачьих «концертов», которые они обычно устраивают весной на пруду. Но мало кто знает, что структура их звукового сигнала довольно-таки сложна, и может гибко меняться не только повторение сигнала, но и тембр, долгота индивидуального «пения».

Сигнальные призывы могут иметь различные цели. У некоторых видов земноводных они предупреждают самцов о занятости территории и о том, что хозяин участка не желает принимать у себя непрошеных гостей. Существует и комбинированная сигнализация. Например, у самца маленькой пуэрториканкской лягушки квакши двусложный сигнал звучит как «ко-ки». Ученые сумели установить, что такая песня преследует две цели. Одна – отпугнуть соперника слогом «ко», а вторая – привлечь самку звуком «ки». Что удивительно: слух амфибий устроен так, что самцы лучше слышат первый слог, а самки – второй. Жалобный крик схваченного хищником земноводного является сигналом опасности. Этот особый тон сигнала служит предупреждением для сородичей. Исследованиями показано, что, когда они слышат крик, ритм их дыхания меняется. Если просто вспугнуть, например, лягушку, она прыгнет, и всплеск воды заставляет остальных насторожиться или последовать примеру нырнувшей лягушки. Интересно, что хоровое пение смолкает с приближением именно пешего наблюдателя, которого выдает вибрация почвы под ногами. Можно подползти или подвигать руками – лягушки этого не пугаются. Самые же оживленные и громкие сигналы характерны для призыва партнеров в брачный период.

Удивительно, но хор земноводных может быть очень хорошо организован, и четко координироваться. Ведь самцы многих лягушек и жаб способны подстраивать свое пение под песни соседей по нерестилищу. Например, два соседа-самца пантеровой жабы так согласуют пение, что образуют слаженный дуэт. При этом обычный интервал между звуковым отрывком каждого самца увеличивается вдвое, поскольку каждый из партнеров внимательно прослушивает песню соседа. Только после этого он выступает со своей партией.

У некоторых видов бесхвостых земноводных существуют трио, квартеты и даже квинтеты. Чтобы их песня звучала слаженно, каждый партнер прислушивается к чужим партиям и соблюдает очередность. А сенегальские веслоногие лягушки, например, образуют хор из любого количества участников. Здесь нет ведущего солиста, и каждое животное поет от 2 до 8 с, занимая в общем хоре совершенно определенное место. Кто дирижирует такими спевками? Как участник узнает о своем месте в хоре и очередности вступления своим куплетом в песню? Зачем им нужно такое отлаженное хоровое пение? Ученые не могут ответить на эти и многие другие вопросы. Одно только ясно – не только для призыва самок на нерест в сообществе представителей многих видов амфибий звучат красивые разноголосые мелодии.

Интересно, что живущие в неволе лягушки начинают откликаться на чужие мелодии. Особенно часто это происходит весной, в период размножения, когда тяга к песням особенно велика. Услышав по радио голос певца-человека, они поспешно забираются повыше и начинают подпевать.


Брюхоногие моллюски прудовики, лужанки, битиния, катушки
Брюхоногие моллюски: прудовики, лужанки, битиния, катушки ...

Связь периодических процессов в организме человека, обусловленных ритмикой внешней среды, с вариациями магнитного поля солнца
Связь периодических процессов в организме человека, обусловленных ритмикой внешней среды, с вариациями магнитного поля солнца Мониторинговыми одновременными экспериментами в различных гор ...

Пищевое поведение земноводных
Пищевое поведение земноводных ...