Родительское поведение и обучение птенцов

Эксперименты в инкубаторе. Исследования показали, что процесс вылупления в искусственной среде длится вместо нескольких часов – почти два дня. Почему?

Казалось бы, в инкубаторе теплее, чем в гнезде, больше свежего воздуха, и специально разработанное приспособление чаще переворачивает яйца, чем это делает утка. Но, оказывается, утятам не хватает координирующего покрякивания мамы. Кроме того, они не слышат сигналов от старших братьев – яички не касаются друг друга, и их слабенькие голоса на таком расстоянии не слышны.

В следующем эксперименте утиные яйца уложили плотной кучкой и соединили их двусторонней телефонной связью с гнездом дикой утки. И когда утятам в инкубаторе пришла пора попискивать, им тотчас по телефону отвечала взрослая утка. В результате и в гнезде и в инкубаторе утята вылупились почти одновременно.

Для того, чтобы убедиться, что переговоры утят с матерью позволяют малышам задолго до появления на свет запомнить ее голос, был проведен следующий опыт.

Пятьдесят инкубаторских утят, никогда ранее не слышавших голоса мамы-утки, поместили на манеж, где двигались два утиных чучела. Из встроенного в одно из них динамика беспрерывно звучал голос диктора, призывавшего «ко мне, ко мне .», а из другого чучела их звал за собой голос настоящей утки. И оказалось, что утята разделились почти поровну – одни потянулась за искусственной уткой, говорящей человеческим голосом, и столько же малышей побежало за другой. То есть, утята, развившиеся в яйцах при полной тишине, не способны по голосу решить, кто им роднее.

Затем утиные яйца поместили в инкубаторы, где звучали те же голоса – в одном инкубаторе заключенные в скорлупу птенчики слышали беспрерывный призыв «ко мне!», а в другом – кряканье утки. И тогда почти все вылупившиеся малыши из первого инкубатора предпочитали чучело с человеческим голосом, а из второго – крякающую утку.

Таким образом доказано, что утята, как и многие другие птенцы, проводят свой первый урок еще в «колыбели»– яйце – они учатся узнавать голос мамы.

Очень важно, что малышу дана способность отличать именно свою утку-мать от многих, очень похожих на нее уток, а это не так-то просто. Но их мозг устроен таким образом, что если процесс обучения происходит в определенные периоды, то навыки приобретаются молниеносно и уроки запоминаются надолго.

Как запомнить внешность мамы. Вот как это бывает, например, у небольших уток-гоголей, которые устраивают свое гнездо в дуплах больших деревьев на высоте около 15 м от земли.

Когда из яиц вылупятся малыши, мать летит на ближайший водоем, чтобы там отдохнуть и набраться сил в течение нескольких часов. Ее выводковые птенцы появляются из яйца полностью оперенными и вполне приспособленными к жизни – хорошо видят, слышат и готовы активно передвигаться.

Затем птица возвращается к гнезду и начинает летать перед отверстием дупла, издавая призывные крики. Услышав голос матери, утята выглядывают из гнезда и, руководствуясь указаниям программы ювенильного поведения, бесстрашно бросаются вниз. Летать они еще не умеют и поэтому приземляются на лапках у подножия дерева.

Убедившись, что все дети покинули дупло, мать тоже опускается на землю и начинает ходить вокруг малышей, чтобы приучить их к своему виду. Затем она направляется к водоему, и утята бегут вслед за ней.

Их первый путь иногда бывает очень длинным и опасным – в полтора-два километра. И если для малышей все пройдет благополучно, то по дороге к озеру они закрепят уроки и хорошо запомнят внешность своей мамы. Затем утята будут следовать только за ней, пока не подрастут и станут самостоятельными.

Запечатление по Лоренцу. Итак, как видно из экспериментов, начальное обучение малышей иногда происходит в определенный период детства. И существует особая группа ключевых стимулов, на которые животные реагируют только после особого рода обучения, который назвали «запечатлением». Малыш фиксирует, как бы запечатлевает раздражитель, например голос или внешность мамы, в ответ на который впоследствии будет совершать определенное действие. Впервые это явление подробно описал и определил его роль в формировании поведения известный этолог Конрад Лоренц.

Примером запечатления является появление вышеописанной реакции следования за матерью у выводковых птенцов некоторых видов. В программе развития малышей записано, что они должны идти за любым движущимся объектом – в природных условиях обычно это бывает их мама. Поэтому в течение первых же часов жизни утята должны запечатлеть ее облик. А если в этот период они не услышат голос и не увидят утки, то впоследствии будут не только не сопровождать ее, но и бояться. И более того, утенок, который в нужный период не встретил подходящий для запечатления живой объект, в дальнейшем станет избегать контактов со всеми животными. А если в этот период на глаза утенку попадается какой-нибудь движущийся, даже неодушевлённый предмет (в экспериментах это даже был надувной шарик), то он реагирует на него как на свою мать и всюду следует за ним.

Перейти на страницу:
1 2 3

Об особенностях поведения земноводных
Поведение великого множества живых существ, в том числе и земноводных, настолько разнообразно, что до настоящего времени так и не создано единой его классификации. Но все же существуют неки ...

Подробности голубиной жизни
Люди издавна занимались разведением голубей и вывели великое множество пород. Эти прекрасные пернатые выглядят, летают и служат человеку по-разному. Для голубей характерна семейная привязан ...

Орхидеи Kegeliella kupperi
Орхидеи Kegeliella kupperi Этот эпифитный родственник Stanhopea заслуживает более широкого распространения. Самое необыкновенное в коллекционировании орхидей, по видимому, бесконечное ...