История ландшафтного дизайна. Китайские сады

История ландшафтного дизайна. Китайские сады История ландшафтного и садового дизайна

Китайская традиция паркостроения насчитывает более 3 тысяч лет. К сожалению, наиболее древние культурные ландшафты не сохранились, но подходы к выбору их географической основы и способы достижения художественной выразительности были сохранены и воплотились в более поздних ансамблях.

На развитие китайского садово-паркового искусства оказали очень сильное влияние философские течения Востока, сформировавшие совершенно особое мировоззрение общества. Другими факторами, естественно, являлись национальные традиции и физико-географические условия территории.

Отделенный от внешнего мира пустынями с северо-запада, высокими хребтами с запада и Тихим океаном с востока, Китай на протяжении почти двух тысяч лет оставался замкнутой цивилизацией, основанной на земледелии. Длительная изоляция способствовала тому, что китайская культура обрела ярко выраженные самобытные черты, а позже ее влияние проникло в Центральную Азию, Индокитай, Корею и Японию.

Главное в искусстве создания китайского сада - это умение в «меньшем увидеть наибольшее» не просто увидеть, но и сказать об этом. В использовании ландшафтных компонентов прежде всего видели возможность выявления самобытности каждой вещи. Этот способ мог выступать в виде контраста двух берегов одного ручья — оголенного и поросшего растительностью. Он распространялся и на цветочные композиции (контраст цвета, формы растений, линий и объема). Он мог быть, наконец, взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности (традиционный образ в Китае).

Открытость миру предполагает умение чутко внимать ему. Китайский сад предполагает и воспитывает необыкновенно обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение — представление о саде как о мире в миниатюре. В китайской традиции огромное значение приобретает символика не только используемых ландшафтных компонентов (растительности, рельефа, водных ресурсов), но и архитектурных сооружений. Вне зависимости от принадлежности к той или иной школе, сад в китайском понимании — это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире». Здесь следует отметить такое самобытнейшее и поразительное изобретение Китая, как миниатюра, или «сады на подносе». Растить сад - все равно что создавать миниатюру: и то и другое требует неистощимого терпения и невозмутимого покоя души.

Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля. Несмотря на то, что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых), тем не менее, в целом китайские мастера придерживались двух основных школ садово-паркового искусства - северной и южной.

Главной особенностью южной школы является создание на небольших участках земли миниатюрных садов, внутри которых размешались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущих кустарники. Для северного направления свойственно проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа.

Что же можно сказать про использование ландшафтных компонентов? Вода была обязательной принадлежностью китайских садов. В самых знаменитых садах она занимала более половины территории. Водная стихия предстает в двух разных, но равнозначных качествах. С одной стороны, она — зеркало мира, воплощение покоя. С другой стороны, вода — примета вечного движения, текучести, постоянных перемен.

В садах Китая вода - постоянная спутница человека. Водоемы не имеют высоких берегов и облицовки, отделяющих водную гладь от мира людей. Павильоны на островках строились с таким расчетом, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к величине острова, что создавало впечатление, будто они «вырастают» прямо из пруда и смотрятся в свое отражение. Дорожка также вьется над самой водой, а через потоки перекинуты «верблюжьи» мостики. Значительная часть пространства водоемов занята нимфеями и лотосами. Даже крыши павильонов строили таким образом, чтобы дождевая вода низвергалась с них на камни, как настоящий водопад. Не следует забывать и о практическом назначении садовых водоемов: из них брали воду для хозяйственных нужд, они служили местами пикников и прогулок, и т.д.

Другим непременным элементом садовых пейзажей были камни. По традиции камень считался материалом, сочетающим в себе природные и антропогенные качества, поскольку он создан природой, но поддается обработке человеком. Поэтому камень в китайском саду как бы уравновешивал природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия — архитектурные сооружения.

Перейти на страницу:
1 2 3

Оксиды. Кислоты. Основания. Амфотерность. Соли
Оксиды. Кислоты. Основания. Амфотерность. Соли. ...

Гомо сапиенс и геном
Гомо сапиенс и геном ...

Двуствочатые моллюски
Двуствочатые моллюски ...