История ландшафтного дизайна. Китайские сады

В композиции китайского сада использовались искусственные горки из камней без применения растительности. В Китае их создание называли «особой наукой», которой занимались целые артели мастеров. Особая тонкость этого искусства состояла в соблюдении гармонии и меры, поэтому не все ценители садово-паркового искусства относились к их проектированию однозначно.

Традиционный китайский сад выделялся богатой и разнообразной растительностью, причем чем южнее он размещался, тем богаче был его флористический состав. Нередко он включал в себя плантации плодовых деревьев и участки, засеянные лекарственными травами. В любом саду росли благородные породы деревьев. На первое место китайцы ставили вечнозеленую сосну — символ неувядающего благородства. Популярен был и бамбук. Почти в каждом китайском саду можно встретить «деревья счастья» — сливу и персик, а также гингко, ивы, тополя, магнолии и различные виды банановых. Как и в естественном китайском пейзаже, цветовая гамма садовой флоры довольно сдержанна: внимание наблюдателя привлечено главным История ландшафтного и садового дизайнаобразом к формам растений, а также к игре света и тени.

Обширнейшую отрасль китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшее поклонение вызывал пион, заслуживший титул «царя цветов» (было выведено более сотни его сортов). Хризантемы, гортензии, розы, нарциссы, гиацинты выращивались повсеместно, на юге увлекались орхидеями. Из водяных цветов предпочтение отдавалось лотосу.

Цветы в китайских садах высаживали и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных горшках. Китайский сад не знает лишь травяных газонов: формально выделенное пустое пространство чуждо его эстетическим принципам. Разнообразие цветов и способов их выращивания связано с духом эксперимента, стремлением испытать свойства растений, особенности их роста. Тем же интересом к эксперименту рождена и такая оригинальная черта, как выращивание карликовых деревьев, с большим успехом распространившаяся в более позднее время в Японии.

Назначение сада в Китае не исчерпывалось демонстрацией разнообразия форм и свойств растительной жизни. Другое, и даже более важное, его призвание состояло в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, указывая на текучий, временный характер жизни. Растительность выступала знаком определенного момента, ситуации, настроения.

Обыкновенно в саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Так, обязательными атрибутами «зимних» пейзажей были сосны и цветущая в эту пору слива с розовыми ароматными цветками, а также некоторые другие морозоустойчивые растения. Весенние пейзажи составлялись из вишни, жимолости, миндаля, ранних роз, фиалок, нарциссов и др. В «летних» уголках выращивались летние цветы и лиственные деревья - дуб, бук, ясень, платан. В осеннюю пору наслаждались благоуханием мандариновых деревьев.

Китайский парк немыслим не только без всего богатства природного мира, но и без архитектурных сооружений, обозначающих человеческое присутствие. Среди них можно встретить жилые здания и террасы, павильоны и беседки, кабинеты и башни, домики для чаепития и музицирования, дворики и крытые черепицей галереи, позволяющие любоваться парком при любой погоде, тем не менее в пространстве сада нет никаких нарочитых сочетаний и композиций.

Одним из основных принципов ландшафтного проектирования в Китае является соответствие, или даже единение архитектуры и пейзажа, где каждое строение занимает свое уникальное место в садовом комплексе, каждая архитектурная деталь имеет свою меру и ритм, задает свой собственный стиль. Архитектура сводилась большей частью к строгим, не подверженным капризам моды геометрическим структурам. Во многих районах Китая существовал обычай придавать даже дверным проемам форму круга, как бы уравновешивающего прямоугольник самого помещения. Не были редкостью двери в виде восьмиугольника или тыквы-горлянки — знаков космического цикла перемен. Передать связь между внешним и внутренним пространством наилучшим образом удается через окно. Оно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной». Дом открывается саду, а сад входит в дом.

Особым образом садово-парковое искусство соотносилось с литературой надписи - обязательная принадлежность каждого китайского дома и сада. В садах наносили на стены стихи и памятные надписи; отдельные дворики и строения имели свои поэтические названия, запечатлевавшиеся письменно (например, Беседка Ожидания Инея, Павильон Водной Ряби, Терраса Запаха Коричного Дерева и т.д.), террасы и павильоны украшались парными изречениями, письмена выбивали на камнях и специальных каменных столбах и стелах. Слово в садовом пейзаже как бы восполняло недостатки чувственного восприятия, призывало внимать тому, чего, казалось бы, и нет вокруг, но что являлось как нельзя более естественным для данного места. Контраст пейзажа и надписи, подобно контрасту слова и образа на живописном свитке, стимулирует воображение к творчеству.

Перейти на страницу:
1 2 3

Голландское барокко. Ландшафтный дизайн.
Голландское барокко Как уже отмечалось, помимо классического направления в истории какого-либо стиля ландшафтного дизайна, всегда существует целый ряд его разновидностей. Их возникновение ...

Длинношеее животное. Жирафы
Жирафы относятся к семейству жирафовых и являются полноправными обитателями травянистых и лесистых саванн, раскинувшихся почти по всей Африке к югу от Сахары. Характерный признак жирафа ...

Многообразие форм поведения
Поведение – это врожденные активные действия животного и их вариации в ответ на воздействие внешних и внутренних факторов. Все разновидности индивидуального, репродуктивного и социального п ...